Главная / Советы по ремонту и строительству / Строительство домов / Подбор материалов для стен кирпичного дома
Слово «фасад» происходит от французского «лицо», но, глядя на современные коттеджи, меньше всего думаешь о макияже. Боевые порядки кирпича, ранжированность облицовочных блоков, несокрушимая монолитность колонн — все это больше напоминает парадное построение приготовившейся показать себя армии. В ней много солдат, но лучшим по-прежнему остается кирпич, в каком бы мундире он ни выступал (в керамическом красном или белом силикатном) и какой бы марки раствора ни крепилось его достославное братство.
«Тот старый вояка с лицом кирпичного цвета...»
Парадная стена здания — это всегда и первое от него впечатление. С домом «встречаются по одежке». Качество же и долговечность фасада зависят в первую очередь от правильного выбора строительных и декоративных материалов, облицовочных элементов, их монтажа. Например, при использовании навесных вентилируемых фасадов большое значение имеет несущая способность наружных стен. Если они выполнены из пустотелого кирпича, тогда для обеспечения устойчивости всей фасадной конструкции приходится либо устанавливать кронштейны, либо применять специальную систему анкерных креплений. Особое внимание — цокольным частям здания. Обычно их выкладывают из прочного полнотелого кирпича, который затем облицовывают лицевым глазурованным кирпичом, плитами из натурального камня или керамической плиткой, чтобы влага не поднималась по стене вверх.
Самый древний вид кирпича — керамический, создаваемый на основе глиняного исходного сырья. Причем цвет не обязательно должен быть красным. Гамма оттенков (от светло-коричневого до красного и красно-бурого) обусловливается содержанием в глине оксидов железа. Чем больше их доля, тем кирпич краснее. Способ его производства сводится к следующему. Глиняная масса тщательно перемешивается с водой и в виде пластичной массы поступает в вакуумный ленточный пресс. Там материал уплотняется и на выходе представляет собой ленту хорошо спрессованной глины. Она нарезается на отдельные кирпичи-сырцы, которые далее поступают в сушильные камеры. Заключительный этап — обжиг — производится в печах при температуре более 1 000 °С.
Получаемый таким образом кирпич называют ординарным и используют для кладки стен, его размеры 250 х 120 х 65 мм. Это соотношение остается неизменным на протяжении века. Более того, оно стало общепринятой «меркой» при сооружении стен. Нередко на стройке можно услышать выражения типа «стенка в два кирпича» или «впол-кирпича». Однако есть еще образцы утолщенные (полуторные), а также имеющие двойную толщину. Наряду с ординарным производится также и фасонный кирпич в Рязани нестандартной (скошенной, скругленной, овальной) формы. По типу поверхности он может быть гладким, рифленым, шероховатым, «под антик», колотым и т. д. Структура бывает сплошной, пористой, дырчатой, щелевой. Чем больше в изделии пустот, тем выше его тепловая эффективность, но меньше прочность.
Полнотелый красный кирпич традиционных размеров весит 3,5-3,8 кг. Его марка (76, 100, 125, 150, 200, 250 и 300) указывает на давление (в кг/см2), которое материал выдерживает при напряжении сжатия. Облицовочным называется кирпич, имеющий на вертикальных гранях декоративный слой. Различают несколько типов такого кирпича: глазурованный — со стекловидным цветным налетом, который придает материалу характерный блеск; ангобиро-ванный — с декоративным покрытием из специально подобранного глиняного состава; двухслойный — с нанесением на сырец равномерно обожженного слоя цветной глины; облицовочный — из однородного материала с улучшенной по качеству поверхностью и пр. Развитие отраслевой науки в области строительных материалов убеждает, что этот список в будущем будет продолжен.
За рубежом при строительстве дорогих домов предпочитают использовать кирпич с искусственно состаренной поверхностью — с наличием явных неровностей, шероховатостей, с неравномерной окраской. Считается, что такая неоднородная по фактуре и цвету стена лучше воспринимается, поскольку наши глаза плохо переносят однообразные геометрические линии. Человеку ближе переменчивость, поэтому мы так любим смотреть на море или облака. В России по-прежнему принято возводить стены из идеально ровного, гладкого кирпича, но тенденция постепенно меняется, и уже нередко можно встретить коттеджи, облицованные состаренным кирпичом.
Кирпич — идеальный материал, без которого трудно себе представить любое строительство. Дома из него хорошо сохраняют тепло, они долговечны и красивы. Керамический кирпич, как рядовой, так и лицевой, отличается высокой прочностью, морозостойкостью, устойчивостью к изменениям температурно-влажностного режима, хорошим звукопоглощением. Благодаря достаточно низкой теплопроводности он создает в помещении устойчивый микроклимат, зимой сохраняет тепло, а летом — прохладу.
Согласно современным требованиям по термосопротивлению ограждающих конструкций, толщина наружной стены, выполненной только из полнотелого керамического кирпича, превышает разумные представления о ее размерах. Это около 2,5 м. Причем, совсем недавно, согласно постановлению правительства Москвы № 900-ПП от 5 октября 2010 г. «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве», с 1 октября текущего года «приведенное сопротивление теплопередаче ограждающей конструкции Ro наружных стен было повышено на 11 % и достигло 3,5 м2 • °С /Вт. А к 2016 году этот параметр еще увеличится и достигнет величины 4,0 м2 • °С /Вт. Все это явственно говорит о том, что керамический полнотелый кирпич нельзя рассматривать как теплоизоляционный материал, а целесообразно оставить за ним только несущие и декоративные функции, которые он с блеском выполняет. И уже не одно столетие. Поэтому при использовании кирпича для обеспечения нормативной теплоизоляции зданий требуется применять иные инженерные методы.
Одним из них является колодезная кладка, заключающаяся в возведении двух параллельных кирпичных стен, скрепляемых между собой поперечными связями. Пространство между ними заполняют утеплителем — легким ячеистым или пенополистирольным бетоном, теплоизоляционными плитами или засыпками.
Толщину стены позволяет уменьшить также применение поризованных крупноразмерных керамических камней и блоков. Нередко их называют теплой керамикой. Объемная масса таких изделий колеблется в пределах 700-950 кг/м3. Для сравнения: 1000-1400 кг/м — у пустотелого кирпича и 1600-2 000 кг/м3 — у полнотелого. Одни из наиболее известных брендов в этой области — POROTHERM (концерн WIENERBERGER). Его продукция представляет собой многопустотную конструкцию, габариты которой могут в несколько раз превышать размеры ординарного кирпича. Количество горизонтальных швов в кладке в этом случае уменьшается, а наличие на боковых гранях гребней и пазов позволяет снизить количество мостиков холода в растворных швах. К преимуществам кладки из крупноформатных камней следует отнести ускорение работ, небольшую массу стены, ее повышенные теплотехнические и шумопоглощающие свойства, экологичность и долговечность.
Кирпич тоже нуждается в защите
Хотя физический срок жизни глиняного кирпича исчисляется несколькими столетиями, его внешний вид иногда стоит освежить. На строительном рынке представлен широкий спектр материалов для обновления стеновых поверхностей. Учитывая популярность подростковых «художеств», разработали защитные средства «антиграффити», предохраняющие стены от творчества юных хулиганов. Эти продукты используются для защиты фасадов (мраморных, гранитных, кирпичных и с цементным наружным слоем) от нанесения нежелательных надписей красками-спреями, восковыми пастельными мелками, фломастерами. Они заполняют собой все поры поверхности и образуют пленку, которая пропускает воздух, но отталкивает различные масла и воду. Это не позволяет краске проникнуть вглубь основания. «Антиграффити» не меняют заметно внешнего вида поверхности, наносятся кистью, роликом или пульверизатором на хорошо очищенную стену.
Для очистки стеновых поверхностей любого вида, не защищенных предварительно слоем «антиграффити», предназначены средства, по консистенции напоминающие желе. Через 5-10 минут после их нанесения любая надпись без труда снимается посредством обычного гидромонитора. Там, где использование воды под давлением нежелательно, «творчество наших детей» легко удаляется с помощью проточной воды и щетки с жесткой щетиной.
При реставрации старых зданий из камня, туфа или кирпича, частично разрушенных хлоридами, можно применить фасадную санирующую штукатурку. Этот клеящий раствор не содержит цемента, он стоек к действию солей. Приготовлен из специальных гидравлических вяжущих пуццоланового действия, натурального песка, специальных добавок и синтетических волокон. Он не вступает в опасное взаимодействие с керамикой, камнем и старыми строительными растворами даже в присутствии растворимых солей — сульфатов.
Безобжиговые стеновые блоки
В строительной практике все большее распространение получают безобжиговые стеновые блоки сухого вибропрессования, облицовочный кирпич в Рязани и декоративные элементы фасадов.
По сравнению с выпуском других видов стеновых материалов производство цементно-песчаных блоков по вибропрессовой технологии гораздо менее энергоемко, зато более безопасно, экологично: исключает выбросы газа (оксиды углерода и серы), создает меньше пыли, технологическая вода может быть полностью использована в качестве воды затворения.
Одним из удачных примеров в этой области являются декоративные камни ROSSER. При их производстве используется технология полусухого вибропрессования, доработанная с учетом местных климатических условий. Готовые блоки по своим теплозащитным характеристикам не уступают материалам, изготовленным традиционным обжиговым или автоклавным методом. Их используют для строительства зданий с повышенным термическим сопротивлением стен (за счет применения плитных утеплителей). Благодаря технологическим особенностям производства лицевая сторона декоративных Rosser-кирпичей имеет несколько типов фактур. Наиболее интересны среди них «рваная поверхность» и имитация поверхности колотого камня.
Фасад — парадная стена дома. Архитектор этим парадом командует, заказчик — принимает. И эта церемония повторяется, наверное, всякий раз, когда человек смотрит на дом. Красиво, строго, торжественно, и каждый кирпич как будто преисполнен сознанием своего долга, места в общем строю!